Как заработать на копирайтинге

На бирже Etxt я зарегистрировалась полтора месяца назад. За первые четыре недели мне удалось заработать около 15 тысяч рублей. Как это произошло – чуть ниже.

Как я стала копирайтером

работа-копирайтером-в-декретеОговорюсь сразу: целей именно заработать я перед собой не ставила. Хотелось время от времени просто писать тексты, чтобы не забыть, как они создаются. В обычной жизни я около 10 лет работаю журналистом, но последние полгода сижу с малышом в декрете. Сидеть мне в нем еще минимум год, а терять профессиональные навыки не очень хочется.

Кроме стремления не утратить навыков, мной двигал поиск новых эмоций. «Кто плавал, тот знает» — практически безвылазное пребывание дома с ребенком, каким бы любимым он не был, способно довести до уныния даже ярого оптимиста.

Хотелось найти отдушину в виде дополнительной занятости помимо прогулок по парку с коляской, укачивания и смены подгузников. Многие молодые мамы начинают выпекать торты и капкейки на заказ, создавать блокноты в стиле «скрапбукинг», заниматься варкой фигурного мыла на продажу. Но перечисленное «рукоприкладство» – не мое.

В этих случаях я всегда думаю –  что, если я наштампую 200 кусков мыла, а их никто не купит? Родственников и друзей у меня не так много, чтобы раздарить все до последнего экземпляра. Получается, этот труд отчасти – впустую. Некоторые любят что-то делать, наслаждаясь самим процессом. Другим проще знать, что их работа принесет доход. Я отношусь ко вторым.

О бирже узнала почти случайно, на одном из мамских форумов. Кто-то уже проложил «дорожку» к заработку в декрете, не требующему отлучек из дома. Мне оставалось лишь сделать клик по ссылке на биржу и ознакомиться с ее правилами. Все оказалось понятным и простым.

Понятно, что много времени копирайтингу уделять не получалось. Однако я пользовалась любой возможностью – писала во время детских снов, прогулок ребенка с папой и бабушками, жертвовала ночным сном. В итоге за месяц получилось выполнить чуть больше 100 заказов.

Первые впечатления от биржи

В первые же дни после регистрации я обратила внимание на несколько любопытных особенностей.

  1. Многие заказчики в технических заданиях стремятся подробно расписать именно оформление. Порой оно умещается в столько же символов, скольких требует сама будущая статья. Поначалу у меня сложилось впечатление, что это лишь род особых заказчиков-эстетов, которым суть не очень-то важна. Однако я сильно ошибалась.

Во-первых, в тексте, оформленном по всем правилам –  с заголовком, подзаголовками h2-h4, всевозможными списками, вступлением и логическим завершением – действительно намного легче ориентироваться.

Во-вторых, требования связаны с техническими особенностями. Оформленные тексты подгружаются на сайт без последующего форматирования, что очень упрощает работу.

В-третьих, красивое оформление свидетельствует об уровне мастерства райтера.

Эти доводы стали для меня весомыми. И теперь все материалы я стараюсь оформлять именно так, даже если заказчик не прописывает этого в ТЗ.

  1. Страсть некоторых заказчиков к программам типа «Главреда» и «Адвего-сео». Некоторые умудряются прописывать в ТЗ требования проверять уникальность аж в нескольких источниках. Тут важно оговориться: если текст написан грамотно, то его уникальность в любом из плагинов окажется достаточно высокой. А если это околесица, ее и так будет видно невооруженным глазом. Все зависит от исполнителя, но лично я предпочитаю держаться в стороне от подобных заказов с излишними, по субъективному мнению, требованиями.
  1. Стоп-слова. Есть заказчики, настоятельно просящие избегать вводных, уточняющих конструкций. На мой взгляд, эмоциональные и уточняющие конструкции способны сделать текст живым и «читабельным». Ради интереса забейте в программу, выискивающую стоп-слова, отрывок из текста Андрея Колесникова (входит в президентский пул журналитов) или Федора Михайловича Достоевского. Вы удивитесь, узнав, как много подобных слов в этих материалах. Кстати, в программах, выявляющих эти самые стоп-слова, под ними могут подразумеваться даже союзы, предлоги и междометия.

Журналист и райтер – разные вещи

Признаться, я почему-то думала, что писать на бирже станет плевым делом. «Пфффф, с моим-то филологическим образованием, с моим-то стажем в журналистике… да я горы сверну!», — самоуверенно полагала я. Сейчас, спустя несколько недель, понимаю, как смешно это выглядело. Хотя именно излишняя уверенность дала толчок к  тому, чтобы начать брать заказы.

На деле оказалось, что журналистика и райтинг – ягоды с разных полян. Конечно, опыт структурирования текстов, оформления фраз в связные предложения и скорость печати здесь пришлись к месту. Но различий оказалось больше.

В чем-то журналистика даже проще. Я оформила отличия нумерованным списком, который любят заказчики биржи.

  • Если речь не идет о рекламных или заказных журналистских материалах, то не надо морочиться с ключевиками, их красивым внедрением в текстовое полотно.
  • Журналистский материал не требует какого-то особого оформления с множеством подзаголовков и маркированных списков. Достаточно заголовка, лид-абзаца в начале текста и самого повествования. Если статья не превышает 4-5 тысяч знаков, то не всегда нужны подглавки. Достаточно двойной отбивки между абзацами.
  • Редакторы не просят добиваться высокой уникальности и проверять ее с помощью специальных плагинов. Эта манипуляция просто не требуется авторским материалам. К тому же статьи, как правило, и так уникальны на сто процентов.

Сходство в том, что в обоих случаях гонорар высчитывается по количеству знаков. Впрочем, в журналистике знаки считают «с пробелами» и оцениваются они на порядок выше – от 70 до 150 рублей за «килознак» в зависимости от формата издания (интернет, газета, глянцевый журнал).

Еще раз вернусь к упомянутой чуть выше теме образования, опыта и самоуверенности. Ради интереса пролистала несколько анкет исполнителей, которые входят в ТОП-100 лучших на сайте. Так вот – многие из них имеют престижную «вышку» типа МГУ, МГИМО. Некоторые обучались или повышали квалификацию за рубежом. А у иных вообще никак не прописана строка образования и опыта, другие и вовсе еще студенты.

Это я к чему? Не стоит сразу отказываться от работы копирайтером, думая, что на бирже сидят сплошь филологи, выпускники МГУ и журналисты. Да, перечисленным категориям проще добиться высоких рейтингов за короткий срок. Но все приходит с опытом. Еще сегодня ты – новичок, а уже завтра можешь гораздо больше.

Копирайтинг – это работа, в которой очень важно набить руку. А для этого требуется писать-писать-писать. Возможно, прежде чем перепрыгнуть на новый уровень и начать брать заказы по 40-50 «деревянных» за «килознак» вместо десятирублевых, придется отписать не одну сотню тысяч этих самых знаков «без пробелов». Впрочем, никто не начинал сразу с крупных сумм. Вряд ли ты – исключение, если, конечно, не гений. Но гении редко сидят на биржах. Так что настраивайся на длинный путь и оттачивай мастерство.

Легко ли заработать двузначную сумму за месяц?

дорогие-заказы-на-копирайтингКак известно, аппетит приходит во время еды. Написав первые 10 текстов, и поняв, что этот процесс занял не слишком много времени, я подумала: неплохо бы определить размеры заработка. Не хотелось уйти в это дело с головой, позабыв про бытовые обязанности и ребенка. Но и желание заработать тоже оказалось сильным. Решила, что 3-4 тысяч рублей в неделю на первых порах будет достаточно.

Самый первый заказ оказался пятирублевым. Я заработала аж 11 рублей 50 копеек за две с небольшим тысячи знаков. Муж только усмехнулся, услышав цифру, но махнул рукой, мол, чем бы дитя не тешилось. Дальше раскачалась, хотя, признаюсь, несколько затянула с тем, чтобы перейти на уровень хотя бы в 30-40 рублей за тысячу знаков.

Как-то, прельстившись итоговой суммой в 1000 рублей, схватила заказ по рерайтингу на автомобильную тему аж на 100 тысяч знаков – по 10 рублей за «килознак». Попотела, но выполнила за несколько дней. Зато сразу заработала 100 баллов к рейтингу. Потом уже начала вести себя более сдержанно и осторожно. Без лишней надобности не хваталась за все подряд, за сложные темы, за заказы с огромными ТЗ с кучей ключевиков.

Да и до сих пор придерживаюсь подобной политики. Если вижу, что задание отнимет слишком много времени, не берусь за него, невзирая на солидную оплату. И все равно зарабатываю свои кровные 3-4 тысячи в неделю.

В целом я считаю, что копирайтинг – неплохая подработка. А если заниматься им как основной деятельностью, можно добиться и более серьезной оплаты. Уверена, есть люди, которые так и живут. Но в жизни они мне пока не встречались.

За полтора месяца у меня появился собственный круг заказчиков, которые время от времени оформляют индивидуальные задания в «привате». Не скажу, что эта тенденция удобна и хороша на длительный срок. Ведь в этом случае есть риск застрять на текстах со средней оплатой, так и выполняя эти ИЗ. Некоторым достаточно такой формы работы. Но по мне лучше попытаться допрыгнуть до следующей ступени, в 70-80 рублей за «килознак» и брать меньше заказов, чем штамповать тонну текстов, добиваясь той же суммы по итогу недели.

Впрочем, это сугубо индивидуальные особенности выстраивания работы. У каждого они будут своими и здесь опираться на чужой опыт смысла нет.

Звезды в помощь

звезды-копирайтераБиржа Etxt хороша тем, что разграничивает опытных райтеров от «зеленых». Есть несколько возможностей для того, чтобы после прокачки опыта начать брать более дорогие заказы.

Во-первых, это тест на грамотность. Если правильно ответить на вопросы, можно получить оценку знаний русского языка от 70% до 100%. Не устроил результат? Пройдите тест заново. Возможность предоставляется каждые 30 дней.

Во-вторых, это «звезды». Есть четыре направления для работы: рерайт, копирайт, сео-копирайт и перевод. Заполняя анкету, исполнитель ставит галочки там, где может продемонстрировать свой опыт. Изначально все зарегистрированные равны. Но в дальнейшем можно повышать квалификацию, зарабатывая «звезды».

Сразу оговорюсь – получить их очень непросто. Стоит настроиться на то, что модераторы крайне придирчивы и не станут раздавать звезды направо и налево каждому исполнителю. К примеру, чтобы прокачать квалификацию до двух звезд по направлению «Рерайт», мне пришлось 4-5 раз пройти тестовое задание. Зато после я смогла уверенно подавать заявки на задания с более высокой оплатой.

Как новичку заработать на копирайтинге

Из того, о чем я написала выше, можно вычленить массу советов. Но в качестве итога напишу лишь три главных правила, которых стоит придерживаться новичкам, желающим действительно зарабатывать на копирайтинге.

  • Не гонитесь за дорогими заказами с первых же дней. Приглядитесь, присмотритесь к заданиям, возьмите пару десятков дешевых ТЗ, чтобы уйти от нулевого рейтинга. С ростом рейтинга будет расти опыт. Заказчики будут менее насторожены и чаще начнут предлагать работу с хорошей оплатой.
  • Устройте охоту за «звездами». Они считаются на бирже синонимом опыта и профессионализма. Чем больше звезд – тем круче.
  • Не бойтесь браться за свои первые заказы. На сайте около миллиона исполнителей и далеко не все среди них – журналисты и филологи. Всегда помните, что сложно лишь начать. При этом не стоит отказываться от уже взятых заказов. Они сильно портят рейтинг. Кроме того, качественно выполненная работа – залог отсутствия отрицательных отзывов в профиле. Они тоже совершенно ни к чему.

P.S: Существует много способов поддержания семейного бюджета, используя возможности всемирной паутины. Не правы те, кто говорит, мол, «… в интернете денег нет!» Есть деньги в Интернете, но зарабатывать их так-же не легко, как и в повседневной жизни.

Мария г. Самара

Добавьте комментарий

Советуем почитать